Если лошадь вам говорит, что вы псих, то это так и есть.
Легенда гласит, что леди Годива была красавицей-женой графа Леофрика (968-1057 гг). Ее супруг не отказывал себе в удовольствии облагать непосильными налогами жителей города Ковентри. Из сострадания к людям леди Годива несколько раз умоляла графа снизить налоги. Устав от ее настойчивости, Леофрик в сердцах произнес: если жена согласится проехаться верхом на коне по улицам города обнаженной, то он отменит налоги. Леди Годива решилась на этот шаг и, прикрываясь только лишь волосами, выехала в город. В это время все жители сидели дома с закрытыми ставнями, и только лишь портной Том попытался подсмотреть в замочную скважину. Господь его наказал, и парень тут же ослеп. А графу пришлось сдержать обещание.


Выяснилось, что с 1057 года налоги с жителей Ковентри действительно не взимались. Но легенда-то относится к началу 1040-х! Выходит, Леофрик зачем-то ждал 17 лет между благородным поступком леди Годивы и настоящей даты отмены налогов, чтобы исполнить свое обещание? И, судя по летописям, леди этой в момент поездки было 60 лет, но на картинах она выглядит значительно моложе.

Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века. Первое упоминание об обнаженной леди Годиве появилось спустя 200 лет после ее смерти в 1236 году в записях монаха монастыря Святого Албана Роджера Вендровера. Была также указана точная дата благородного подвига жены графа Леофрика – 10 июля 1040 года.Сама эта история опирается всего лишь на один источник – монастырскую хронику. Других сведений о происшедшем не обнаружено.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.А причину ищем в христианстве, где же еще.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью заявил, что в основе легенды заложены древние сказания и даже языческие обряды. И, как известно, жители Ковентри издавна поклонялись обнаженной языческой богине на лошади.

Что касается биографии главной героини, то леди Годива из Ковентри действительно существовала. Леди Годива (Godiva – латинизированная форма староанглийского имени Годгифыо, что значит «подарок Бога»; всего же существует 17 различных написаний ее имени) действительно жила в Англии в Ковентри в середине XI века. Старое произношение изменилось и за многие века превратилось в нынешнее имя. Кроме того, жена Леофрика никогда не носила официального титула леди, титул был приписан ей потомками гораздо позже, а при жизни к ней обращались «графиня Годгифу» (countess).К тому же, как упоминалось ранее, Годива владела обширными землями, и Ковентри в том числе, поэтому у нее едва ли были причины просить у своего мужа чего-либо по поводу налогов в собственном же городе!

Документы говорят о том, что она впервые вышла замуж в очень юном возрасте, и почти сразу же стала вдовой. Около 1030 года она сильно заболела и завещала все свое состояние монастырю в маленьком местечке Или. Но женщине удалось выздороветь, и вскоре она вышла замуж за уже известного нам графа Леофрика. Поскольку он был сеньором Ковентри, то аристократка переехала туда.
Еще до замужества она занимала высокое положение в обществе и владела обширными землями, включая Ковентри. Ее брак с Леофриком стал выгодным союзом, создав одну из богатейших семей Англии. Богатому семейству принадлежал не только средневековый городок Ковентри, а также обширные земли в Ноттингемшире, Глостершире и Уорикшире.
Граф был одним из самых влиятельных людей в Англии. Он был вхож ко двору англосаксонского короля Эдуарда исповедника и был уполномочен собирать налоги с подданных.
Летописи сообщают, что супруги считались великодушными и добродетельными людьми, жертвовавшими крупные денежные суммы церкви. Граф заботился о развитии просвещения, создавал учебные заведения при монастырях. А его молодая супруга слыла покровительницей искусств.
Существуют данные о жестокости графа по отношению к неплательщикам налогов, которых даже приговаривали к смерти.

Известно, что граф с супругой принимали активное участие в постройке и ремонте храмов и часовен в своих владениях. В самом Ковентри они возвели огромный бенедиктинский монастырь и отдали ему во владение 24 деревни, а леди Годива подарила столько золота, серебра и драгоценных камней, что не нашлось более ни одного столь богатого монастыря во всей Англии. Историки также уверяют, что оба супруга были очень набожными и всячески жертвовали средства на монастыри и церкви. Некоторые медиевисты пишут, что это делалось небескорыстно. Например, в 1043 году граф с женой заложили возле Ковентри бенедиктинский монастырь. Как правило, в таких обителях находились реликвии, к которым устремлялись паломники. И действительно, через некоторое время город стал весьма процветающим и занял четвертое место в стране по экономическому развитию. Может, в связи с этим граф и решил поднять налоги, желая тоже получить свою долю из общего богатства? Тем более что земель и денег для монастыря супруги не жалели. Графиня пережила графа на десять лет на протяжении всего этого времени показала себя мудрой и справедливой правительницей. После смерти своего мужа она отдала все его владения церкви. Графа и его супругу похоронили в том самом монастыре.

А теперь иные факты

К северу от города Ковентри еще до вторжения норманов обитало племя англов – мерсийцев, а на юге жило племя саксов – хвикке. С последним названием связывают появление слова «викка», что означает «языческая колдунья». Также, есть упоминание того, что граф Леофрик являлся повелителем хвикков. Племя хвикков поклонялось богине плодородия, которую звали Кода или Года. Это имя часто использовалось в географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. В деревне Вегинтон к югу от Ковентри археологи провели раскопки и обнаружили храм богини Годы. На севере же есть целое селение под названием Кода. Имеется предположение, что весь регион Котсуолд назван в честь древней богини.

Так как Ковентри располагался «на отшибе», среди непроходимых лесов и вдали от других городов Британии, здесь долгое время параллельно с христианством сохранялся культ Годы. Сам город Ковентри, расположенный среди лесов, был идеальным местом для поклонения языческим богам уже после принятия христианства. Также, общепринято считать, что название самого города происходит от священного дерева Кофу, которому поклонялись язычники и возле которого проводились языческие ритуалы.
Каждый год в середине лета здесь устраивались праздничные мистерии в честь Годы. Впереди процессии на белом жеребце скакала обнаженная жрица, за ней следовали остальные участники церемонии. Процессия приближалась к священному дереву, возле которого богине в лице жрицы воздавались почести. В жертву ей приносили лошадь и одного из мужчин племени, молодого и красивого.

Даже после того как в Ковентри появилось аббатство, языческий праздник еще в течение многих лет не прекращал своего существования. Видимо, в связи с этим у местных монахов и возникла идея подменить культ языческой богини историей, более близкой к христианству: ведь леди Годиву, так много сделавшую для обители, почитали почти как святую.Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго.

Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.
Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.
В легенде был упомянут портной Том, лишившийся зрения. В язычестве он олицетворял жертву, приносимую древнему божеству. Монахи и здесь потрудились в свою пользу, сделав из любопытного портного одиозную фигуру грешника, понесшего наказание за ослушание. Без поучительных, устрашающих историй никуда не деться. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

В 1678 году жители города учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день. Этот праздник представляет собой карнавал, где много музыки, песен, а вечером фейерверк. Участники карнавала одеваются в костюмы XI века. Шествие начинается от руин первого кафедрального собора и далее идёт по маршруту, проложенному некогда отважной леди. Заключительная часть фестиваля проходит в городском парке у памятника леди Годивы. Недалеко от бывшего кафедрального собора Ковентри установлен памятник — леди Годива с распущенными волосами верхом на лошади. Изображение памятника также помещено на печати городского совета Ковентри.
Здесь звучит музыка того времени и участники праздника соревнуются в различных конкурсах, наиболее популярным из которых является конкурс на лучшую леди Годиву. В этом конкурсе принимают участие женщины, одетые в туалеты дам одиннадцатого столетия, и непременным условием соревнования являются длинные золотистые волосы. Участвуют обнаженные всадницы, скачущие впереди процессии. Правда, дается это звание лишь на один год.

Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.
Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Не знаю кому как, а мне кажется, что Богиня жива и удачно устроилась в новом мире. И обнаженное красивое женское тело на коне, воплощение сексуальности, рядом с храмом тому пример.




@темы: бог-иньское