Если лошадь вам говорит, что вы псих, то это так и есть.
Версия первая, официальная: День солидарности трудящихся женщин
Официальная версия СРСР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с «маршем пустых кастрюль», который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.
В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, итем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем. Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.
В СРСР этот праздник притащила подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в СРСР в 1921 году.
Другая версия происхождения праздника 8 марта связана с большим еврейским праздником Пурим. Эта версия стала популярной из-за нашумевшей статьи известного православного диакона Андрея Кураева "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Автор приводит исторические факты, имена и даты в доказательство того, что празднование 8 марта антихристианское действие и равносильно празднованию еврейского Пурима. Клара Цеткин, которая по его мнению была еврейкой ( источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери их. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была), не случайно выбрала образ Эсфири. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.
Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне и приходится как раз плюс-минус несколько дней от 8 марта (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи).
Еврейское сказание об Эсфири переносит нас в 480 г до Рождества Христова. Эсфирь (прежде Адасса) была родственницей и воспитанницей еврея Мардохея, жившего в Сузе и однажды спасшего жизнь персидскому царю Ассуру. Когда царь выбирал себе новую жену выбор его пал на Эсфирь, которая тогда и получала свое новое имя («звезда»). Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана-амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздраженный тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ.
Аман жестоко оклеветал иудеев перед царем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказала о клевете визиря. По другим источникам, используя хитрость и женское очарование, Эсфирь взяла обещание с царя, что тот уничтожит врагов ее народа. Учитывая то, что царь не знал, что она еврейка, то легко согласился на это.
В итоге царь приказал иудеям убить всех персов... Резня шла по всей Персии от Индии до Эфиопии. Персы не могли сопротивляться, так как царь и правители областей с их войсками были на стороне иудеев. Семьдесят пять тысяч персов были перебиты, после чего иудеи стали ежегодно отмечать “веселый праздник Пурим”.
Вот такое есть мнение, хотя конечно же у евреев найдется свое истолкование событий времен Эсфири и объяснение значимости Пурима. И отождествлять этот сугубо еврейский праздник с Международным женским днем, как это делает отец Кураев, весомых оснований нет.
Версия третья, о женщинах древнейшей профессии
Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная и неприятная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня. В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить.
В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке — незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным, как это предложила Цеткин.
Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подругой Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин».
Зачем внедрили 8 марта?
Судя по всему, 8 марта — обычная политическая кампания социал-демократов. В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно просто пройти по улицах с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги – и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны. Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.
Может быть и к лучшему тот факт, что мало кто сейчас задумывается об истоках дня 8 Марта и событиях давних лет, связанных с ним. Все же от этого меньше споров, национальных и религиозных конфликтов между людьми. Главное, что этот День мы празднуем как начало весны, начало новой жизни в природе и как день поклонения женщине, ее красоте, мудрости, терпению и всему, что отождествляется с женственностью.
Официальная версия СРСР гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с «маршем пустых кастрюль», который провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Они протестовали против неприемлемых условий труда и низких зарплат. Интересно, что в тогдашней прессе не было ни одной заметки о такой забастовке. А историки выяснили, что 8 марта 1857 года – было воскресеньем. Весьма странно устраивать забастовки в выходной.
В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене немецкая коммунистка Клара Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, итем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Ну да эту историю все мы и так знаем. Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже.
В СРСР этот праздник притащила подруга Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». 8 марта стало официальным праздником в СРСР в 1921 году.
Другая версия происхождения праздника 8 марта связана с большим еврейским праздником Пурим. Эта версия стала популярной из-за нашумевшей статьи известного православного диакона Андрея Кураева "Можно ли не праздновать 8 Марта?". Автор приводит исторические факты, имена и даты в доказательство того, что празднование 8 марта антихристианское действие и равносильно празднованию еврейского Пурима. Клара Цеткин, которая по его мнению была еврейкой ( источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие – немца-учителя. Поди разбери их. Однако, стремление Цеткин связать 8 марта, с еврейским праздником Пурим, неоднозначно намекает на то, что таки была), не случайно выбрала образ Эсфири. Дата празднования была скользящей, но в 1910 году она выпала именно на 8 марта.
Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне и приходится как раз плюс-минус несколько дней от 8 марта (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти так же, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи).
Еврейское сказание об Эсфири переносит нас в 480 г до Рождества Христова. Эсфирь (прежде Адасса) была родственницей и воспитанницей еврея Мардохея, жившего в Сузе и однажды спасшего жизнь персидскому царю Ассуру. Когда царь выбирал себе новую жену выбор его пал на Эсфирь, которая тогда и получала свое новое имя («звезда»). Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана-амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздраженный тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ.
Аман жестоко оклеветал иудеев перед царем, надеясь добиться их истребления. Тогда царица Эсфирь вступилась за свой народ. Пригласив на пир Ассура и Амана, она рассказала о клевете визиря. По другим источникам, используя хитрость и женское очарование, Эсфирь взяла обещание с царя, что тот уничтожит врагов ее народа. Учитывая то, что царь не знал, что она еврейка, то легко согласился на это.
В итоге царь приказал иудеям убить всех персов... Резня шла по всей Персии от Индии до Эфиопии. Персы не могли сопротивляться, так как царь и правители областей с их войсками были на стороне иудеев. Семьдесят пять тысяч персов были перебиты, после чего иудеи стали ежегодно отмечать “веселый праздник Пурим”.
Вот такое есть мнение, хотя конечно же у евреев найдется свое истолкование событий времен Эсфири и объяснение значимости Пурима. И отождествлять этот сугубо еврейский праздник с Международным женским днем, как это делает отец Кураев, весомых оснований нет.
Версия третья, о женщинах древнейшей профессии
Третья версия происхождения праздника, пожалуй, самая скандальная и неприятная для всех представительниц прекрасного пола, с трепетом ожидающих Международного женского дня. В 1857 году в Нью-Йорке женщины действительно протестовали, но были это не текстильщицы, а проститутки. Женщины древнейшей профессии требовали выплатить зарплату матросам, которые воспользовались их услугами, но не имели денег заплатить.
В 1894 году, 8 марта, в Париже проститутки снова провели демонстрацию. На этот раз они требовали признать их права наравне с теми, которые шьют одежду или пекут хлеб, и учредить специальные профсоюзы. Это повторилось и в 1895 году в Чикаго, и в 1896 в Нью-Йорке — незадолго до памятного съезда суфражисток в 1910 году, где и было решено объявить этот день женским и международным, как это предложила Цеткин.
Кстати, и сама Клара проводила подобные акции. Все в том же 1910 году, вместе со своей подругой Розой Люксембург, она вывела на улицы немецких городов проституток с требованием прекратить бесчинства полиции. Вот только в советской версии проституток заменили на «трудящихся женщин».
Зачем внедрили 8 марта?
Судя по всему, 8 марта — обычная политическая кампания социал-демократов. В начале XX века по всей Европе протестовали женщины. И чтобы привлечь к себе внимание, им даже грудь не нужно было показывать. Достаточно просто пройти по улицах с плакатами, на которых написаны социалистические лозунги – и внимание общественности обеспечено. А вождям социал-демократической партии галочка, мол, прогрессивные женщины с нами солидарны. Сталин тоже решил прибавить себе популярности и распорядился признать 8 марта Международным женским днем. Но поскольку привязать его к историческим событиям было сложно, пришлось слегка подкорректировать историю. А разбираться особо никто не стал. Раз вождь сказал – значит так и было.
Может быть и к лучшему тот факт, что мало кто сейчас задумывается об истоках дня 8 Марта и событиях давних лет, связанных с ним. Все же от этого меньше споров, национальных и религиозных конфликтов между людьми. Главное, что этот День мы празднуем как начало весны, начало новой жизни в природе и как день поклонения женщине, ее красоте, мудрости, терпению и всему, что отождествляется с женственностью.